Клуб филофонистов


Перейти к содержанию

Главное меню:


Progresiv TM

Румынские рок группы

ProgresivTM Одна из передовых Румынских групп Семидесятых, PROGRESIV ТМ были сформированы в Timisoara в 1972 Первоначально группа появилась под названием Classic XX.Через год переименовалась в Progresiv TM
Первоначально, PROGRESIV ТМ cостоял из шести участников. Басист, Ilie Stepan, был также основным участником группы PRO MUSICA. Их первый альбом, "Dreptul, de-а visa", был выпущен в 1973. Альбом представляет умело соченённое хард-роковое звучание с большим количеством парящих импровизаций и сильного акцента на вокальных гармониях, усиленных флейтой и временами, напоминающее итальянскую группу DELIRIUM.
Четырьмя годами позже, после некоторых изменений в их составе, PROGRESIV ТМ выпустил второй альбом, "Puterea muzicii", который показал, что их звук развился в более детально разработанном направлении. Фортепьянное включение со струнным звучанием и фирменное чувство мелодии, а так же определенным образом лучшая работа со звуком в студии, делают этот альбом одим из лучших примеров восточноевропейского, прогрессивного рока. К сожалению, группа скоро, впоследствии распалась.
Несмотря на их недолгую карьеру, PROGRESIV ТМ - одна из самых известных Восточных Европейских прогрессивных групп семидесятых

Discography:
Dreptul de-a visa (1973 - studio album)
Puterea muzicii (1977 - studio album)

DREPTUL DE-A VISA
Progresive ТМ был прог. рок группой из Румынии, Timisoara; того же города, откуда другие группы подобно Pheonix, Pro Musica, Celelalte Cuvinte и позднее Negura Bunget начали свой путь. К тому времени,путь рок движения в Румынии был сложен из-за цензуры от местного коммунистического режима.
Состав группы на момент создания этого альбома был следующим: Harry Coradini - вокал, Ladislau Herdina - гитара, вокал, Ilie Степан - бас, Hely Moszbrucker - барабаны, Mihai Farcas - барабаны, пиано, Gheorghe Torz - флейта. Этот специфический альбом - одна из первых попыток создать чисто прогрессивную музыку без соединения с национальными традициями. Сейчас смотря ретроспективу, это была хорошая и существенная попытка для румынской рок музыки. Но сравнивая с другими европейскими релизами того времени, этот альбом становится несущественным, хотя и вполне на международном уровне. Ну а сравнивая с уровнем румынской прог. рок музыки, это настоящий прорыв.
Музыка альбома - комбинация тяжелого прог. рока с некоторыми элементами джаз-рока и специфическим звуком флейты. Несмотря на то, что некоторые песни подобно Nimeni nu e singur (Никто не один), Rusinea soarelui (Стыд солнца) и Odata vei rasari (Однажды Вы востанете) коммерчески ориентированы и лирика полного альбома подвергнута цензуре, музыка абсолютно хорошая.
Другие, такие как Omule valul (Мужчина подобен волне) и Dreptul de visa - Poetul deveniri noastre (Право на мечту - поэт нашего развития) стоит как подлинная глава в Румынской прогрессивной рок музыке. Композиции принадлежат Ladislau Herdina (1-3, 5-7) и Ilie Stepan (4)
Ladislau Herdina исчезнет с румынской рок сцены после второго альбома Progresiv ТМ " Puterea Muzici", а Ilie Stepan будет занят другим музыкальным проектом подобно Pro Musica (heavy ) и более позднему Stepan Project (progressive metal).

PUTEREA MUZICII
Второй альбом группы от 1977 - Puterea muzicii (Власть музыки), вышел на знаменитом и единственном лейбле Electrecord (существующий по сей день) Electrecord не сделал ни чего для продвижения этого альбома . Старая история о том, как коммунисты разбивали любую надежду, чтобы сделать прогрессивную Румынскую музыку популярной. Группа распалась в 1978, имея два альбома и популярность на родине, но не известная никому за пределами.
На втором альбоме группа преуспела, в лёгкости оркестровой и струнной аранжировке, по направлению к более легкой стороне прог. Рока, но имея хорошую дозу сложности.
Даже альбом, очень хорошо сыгранный, с проникновенной лирикой, не хуже чем первый, не произвёл впечатления, возможно, потому что интерес к прог. музыке в мире в конце ''70-х' пошёл на спад. То же происходило и в Румынии.
Мастерство музыкантов показывает еще раз, какими великими они были. Вокальные гармонии - снова выше всяких похвал, флейта в это время остаётся в стороне, без запоминающихся моментов, что напоминало бы о Delirium или Jethro Tull. В то же время, звук группы больше похож на звук Styx или Uriah Heep того же периода. Прогрессивные элементы приходят от ритмичных и структурных сложностей, а тихие моменты, где звук фортепьяно переплетается со звуком гитар и дают великую атмосферу целого.

На этом заканчивается история великой группы, оставшейся загадкой для целого поколения любителей Прогрессивного рока в мировом масштабе, не говоря уже о нашей стране.
Это похоже на археологические раскопки. Вновь открывать ценности прошлых лет и возвращать их людям. Надеюсь, мои труды не пропадут даром и кто-нибудь получит истинное наслаждение, прикоснувшись к старым, но вечным ценностям. Ну а мне остаётся только позавидовать и искать что-то новое - давно забытое старое.


Назад к содержанию | Назад к главному меню