Главное меню:
Статьи о рок Музыке
Продолжаем публикации о Новой Немецкой Волне (Neue Deutsche Welle)
В этой статье о Новой Немецкой Волне (Neue Deutsche Welle) будет подробно рассказано об этом явлении в немецкой рок и поп музыке конца 70-х и в начале 80-х годов прошлого века, когда эта самая волна и появилась, и которая дожив лишь до середины 1980-х годов, почти полностью изжила себя как вид музыкального творчества.
Что говорится об этом музыкальном направлении в википедии можно посмотреть в предыдущей статье с коментариями.
Не буду повторяться
Следует сразу сказать, что NDW (Neue Deutsche Welle) не ограничилась пределами только одного
государства, Германии или правильнее западной Германии, ФРГ. Но отметилась во всех, говорящих по-немецки, странах, таких, как Австрия, Швейцария, а так же в восточной Германии, т.е. в ГДР.
Вот послушайте, как играют Новую Немецкую Волну музыканты из Австрии. Это группа Kon.G.nial, дуэт музыкантов. Пластинка, 1982 года, вышедшая на WEA Rec. - абсолютный раритет сейчас:
И еще одна группа Blumchen Blau из Австрии исполняет в собственной обработке известный в Германии 30-х годов прошлого века шлягер "Flieger"(Самолет), который ранее пел популярный, в те годы, немецкий эстрадный певец Hans Albers. В 1981 году эта песня вышла в обработке группы Blumchen Blau на их первой сорокопятке:
А здесь группа Frische Farbe из Швейцарии с песней из их альбома 1982 года и другая группа El Deux, появившаяся в том же году из этой формации, с тем же составом, только уже без вокалистки, с песней альбома также 1982 года.
Две ссылки на них
И в каждой из этих стран NDW имела свои отличительные особенности, которые легче заметить, если самому послушать исполнителей этой музыки. Даже музыка NDW из разных городов имела эти самые отличительные особенности. Причины этого, самобытность культуры любой страны, города, области. Так, что в одной только Западной Германии, например, Берлинское звучание отличалось от Кельнского, Мюнхенского или Дюссельдорфского. Но в целом, музыка Новой Немецкой Волны и ее поэтическая составляющая имели много общего для всех немецкоговорящих стран, что и объединяло их всех в одном музыкальном направлении.
Одной из главных особенностей NDW был немецкий язык, на котором пели представители этого направления. Хотя существовал ряд исполнителей немецкой волны, которые пели на английском. Или некоторые из них пользовались и тем и другим. Иногда, в отдельных треках, это был итальянский язык, как например у группы Neonbabies из ФРГ песня "Carosello" из альбома "Harmlos" 1982 года (Ariola Records). Или французский язык как в случае с группой Bal Pare из той же ФРГ.
Другой важной особенностью NDW был интерес к дадаизму (dadaism). Это отразилось и на творчестве в той или иной степени (большей или меньшей) музыкантов немецкой волны. Наверное, многие знают известную песню "Da Da Da" NDW группы Trio из ФРГ. Здесь ссылка на нее:
Но песня "Da Da Da" - это скорее некая коммерческая оболочка дадаизма, некоторое увлечение им, а не суть его.
И хотя в этой статье не будет рассказано о Trio, группа Trio - это великая NDW группа, как по музыке так и по сценическому имиджу. О дадаизме из интернета
Мир разваливался на глазах, однако политики продолжали выступать с высокопарными лозунгами. И дадаисты презирали его, смеялись над ним, дразнили и провоцировали. Футуристы тоже сбрасывали традиции «с корабля современности», но сразу же провозглашали собственные ценности. В этом была принципиальная разница: при всём разрушительном пафосе футуризм был предельно серьёзен, дадаисты — играли. Поэты декламировали бессвязные наборы слов (причём обычно хором). Счёт из прачечной мог быть прочитан как стихотворение.
Но вот, что любопытно. Дадаистические наклонности NDW исполнителей, доставшиеся им по наследству от модернистской культуры 20-х годов 20-го века, каким-то образом уживались с националистическими, корнями уходящими в культуру Германии 30-х годов прошлого века, когда страна переживала национальный и культурный подъем, связанный с переменами в обществе. Эх, где вы, шлягеры, Ганса Альберса? Да вот же один из них
"Jawohl, meine Herren", в концертном исполнении NDW группы Palais Schaumburg, который вы можете здесь услышать и даже увидеть, кликнув здесь.
Хотя противоречие между дадаизмом и национальной идеей было налицо, но все же, надо отдать должное и остается только похвалить молодое поколение немцев начала 1980-х годов, за их столь странный и своеобразно проявленный культурный патриотизм, и которое повело себя не как Гансы не помнящие родства по отношению к собственной культурному прошлому, по аналогии с Иванами не помнящими родства, как некоторые из нас.
Музыкальная стилистика исполнителей NDW была весьма разнообразна. От минимальной, минимал-синти музыки, синти и электро-попа до дойч-рока, панк и пост-панка, поп-рока, джаза и авангарда, включая диско. То есть весь музыкальный спектр от панка до диско. Все эти стили могли смешиваться между собой в разных вариациях. И все это часто было сдобрено, в той или иной степени, колоритом собственной национальной музыкальной культуры. В целом же, вся NDW тяготела к минимализму новой волны рок-музыки 1980-х годов.
Я думаю, музыкантов NDW можно классифицировать на три категории, которые правда не имели четких границ между собой, хотя первая часть исполнителей этой музыки, о которых сразу пойдет здесь речь, скорее все-таки имели такую границу, которая выделяла их среди остальных и отделяла их от других.
Первая и огромная часть эндевешников относились к так называемой DIY (Do It Yourself) культуре.
Do It Yourself, по русски - Сделай Сам. Это те музыканты, кто в основном записывался и выпускал свои музыкальные сочинения на лентах (tape), то есть на кассетах. Эти кассеты могли выходить либо в самиздате с собственным оформлением и очень маленькими, весьма ограниченными тиражами. Либо, чаще всего, на независимых кассетных лейблах, хозяевами которых обычно были сами эти музыканты, которые помимо себя могли издавать на этих лейблах своих коллег по творчеству. И все это также очень ограниченными тиражами. В целом, этих музыкантов можно отнести к независимым исполнителям NDW культуры, или к андеграунду немецкой новой волны 80-х годов. Некоторые из таких исполнителей выпустили помимо кассетных записей, также и на виниле часть своей музыкальной продукции, кто-то на LPs, а кто-то на семидюймовках. Это было выпущено либо в самиздате, либо на своих собственных лейблах, либо на более крупных независимых лейблах, таких, как Zick Zack в ФРГ.
Например, группа Neonbabies из ФРГ начинали как независимые музыканты и первые два их сингла выпущены в самиздате. Но в последствии, они оставаясь музыкантами NDW андеграунда, уже записывались на крупном коммерческом лейбле Ariola. Здесь ссылка на песню "Spass Muss Sein" группы Neonbabies, с их первого одноименного альбома 1981 года, вышедшего на немецком лейбле:Good Noise:
А вот песня "Irre" из первого альбома, 1980 года, группы Ideal из ФРГ (Ideal "Same" LP, Innovative Communication Rec.). Ideal тоже вначале своей музыкальной карьеры являлся независимым коллективом, первый сингл которого вышел в самиздате:
И еще одна песня "Hundsgemein" с того же альбома :
И песня "Schwein" с их второго альбома:
Далее, я хотел бы познакомить читателей этой статьи с музыкой некоторых NDW исполнителей, относящихся к tape (DIY) культуре, о которой было сказано выше.
Итак, начнем с группы Neros tanzende Elektropapste, и трека из их кассетного альбома"Portrait einer Legende" 1982 года (Reinfall Tapes):
Neros tanzende Elektropapste (группа из города Herzogenrath, ФРГ) была одной из тех групп, которая, по настоящему, наиболее полно воплотила идеи дадаизма в жизнь.
Группа Die Synthetische Republik, ФРГ, трек из их кассетного альбома 1982 года "Faktor D" :
Markus ( музыкант из города Osnabruck, ФРГ), трек из альбома "Solo"1984 (Einsame Kultur Erzeuger Tapes) :
Не надо путать с другим Маркусом, NDW музыкантом, выпустившим два поп-NDW LP в 1982 и 1983 годах на лейбле CBS в Германии.
Dantesse Lyon (город Saarbrucken, ФРГ), трек из "Structure des Nuances" 1982 (Wartungsfrei Tapes):
Andi Arroganti (музыкант из города Saarbrucken, ФРГ), и трек из альбома "Benzin in Berlin" 1981(Wartungsfrei Tapes):
Группа 4712 ( из города Koln, ФРГ) , единственный на весь альбом минимал-синти трек из кассеты "Helden der Berge" 1982 (Diskret Label Tapes) :
Die Schlosser ( город Ingolstadt, ФРГ) и их Minimal-Wave трек из кассетного альбома "2." 1982 (Eigenproduktion - Самиздат):
Drahtkur (город Heidelberg, ФРГ) и трек из "Die letzten Tage" 1981(Walters Lust Tapes):
Название Drahtkur состоит из двух слов Draht (по английски: Wire) и Kur (по английски: Cure), т.е. из названий двух любимых этии музыкантами групп.
Теперь о второй части NDW музыкантов, тех, кто относясь более или менее к NDW андеграунду, выпускали свои альбомы, миниальбомы, епишки (семидюймовки), максисинглы на крупных независимых лейблах, таких как
GeeBeeDee, Weltrekord в ФРГ, либо на крупных коммерческих лейблах, таких как Ariola, Telefunken, Reflektor, RCA.
И здесь я хотел бы сказать об одной очень хорошей группе Silberstreif из ФРГ, игравшей в стиле NDW-минимал-синти. Группа выпустила только один макси-сингл 12inch в 1983 году на лейбле Sky Rec.. Вот послушайте один трек из него:
Один мой знакомый из Германии, хозяин независимого винилового лейбла, сказал, что для него Silberstreif являются образцом музыки минимал-синти. Не буду спорить с ним, музыка действительно хорошая, что правда, то правда.
Другая группа из этой категории NDW музыкантов, это Monopol, также из ФРГ.
Это трио: Elke Steinberg (вокал); Nick Mono (вокал, клавишные); Clemens Fobianke (синтезатор).
Вы можете послушать, пройдя по ссылке, песню "Anarchie" этой группы из их альбома "Weltweit" 1982 года (Welt-Rekord(EMI)):
Большинство NDW музыкантов, что записывались на виниле, выпустили лишь один, два или три LP в своем творчестве, а многие лишь один, два или три сингла. Но это не говорит о скудости их музыкальных идей. Просто отметившись в этом направлении музыки, они пошли дальше или после занялись чем-то другим. NDW была такое уникальное музыкальное явление, в котором только абсолютно далекий от музыки человек в те годы не хотел бы сочинить и записать что-то свое. Тогда новые NDW группы и отдельные NDW исполнители появлялись по всей Германии каждый день, как грибы после дождя, и часто многие из них в скором времени исчезали, так и не реализовав свои музыкальные идеи и амбиции на пленке или на виниле. Кому-то повезло тогда больше, кому-то меньше. А многие из них даже и не помнят уже, как они назывались тогда.
И третья часть NDW исполнителей, это те кто имел коммерческий подход к этой музыке, или популяризовал ее для слушателей, делая более или менее хорошую поп-музыку в стиле NDW, поскольку в начале 80-х годов прошлого века, NDW находилась на пике своей популярности в ФРГ . В качестве примера, отличная вещь "Libido" от музыканта по имени Hubert Kah с его первой пластинки 1982 года
Есть правда и четвертая часть музыкантов, которые отметились в NDW. Но их было совсем немного и это были одноразовые акты в их творчестве Например, это музыкант из Англии или английской новой волны 80-х прошлого века Tom Robinson, или Nico из американской группы Velvet Underground. Вот эта песня с первого NDW альбома, который выпустил немецкий музыкант Lutz Ulbrich на GeeBeeDee Records, в записи которого Nico приняла участие:
А вот эту группу я упомяну отдельно, потому что она в своем роде единственная такая и cовсем не типичная для NDW. Это группа heavy NDW рока "Breslau" (Бреслау) с их альбомом "Volksmusik"(Народная Музыка) 1982 года.
Что, разве тяжелый рок уже стал народной музыкой, спросите Вы? Да, если это звучит в исполнении бравого вокально-инструментального ансамбля "Бреслау" из Западной Германии и его вокалистки Ютты Вайнхольд (Jutta Weinhold). Послушайте их песню "Volksmusik". Отличный, по настоящему тяжелый народный шлягер!!! Ссылка здесь:
На предыдущую
На следующую