Главное меню:
Песни нашего поколения
В марте в Тбилиси на фестивале популярной музыки "Весенние ритмы" произошла настоящая рок-революция.
Этот фестиваль состоялся в столице Грузии с 8 по 16 марта. Его инициаторами явились молодой московский рок-критик Артемий Троицкий и заместитель директора Тбилисской филармонии Гайоз Канделаки. Председателем жюри стал известный композитор Юрий Саульский, автор знаменитого "Черного кота". Фестиваль фактически имел статус всесоюзного, так как в Тбилиси съехались группы из самых разных регионов СССР. В конкурсной программе приняли участие как профессиональные, так и любительские рок-коллективы, что было необычно для фестивалей такого уровня. На сцене тбилисской филармонии выступили москвичи "Машина Времени", "Глобус" ("Удачное Приобретение"), "Автограф", "Группа Стаса Намина", ленинградцы "Аквариум", "Земляне" и "Кронверк", ритм-энд-блюзовый "Магнетик Бэнд" из Таллина, эстрадный коллектив из Риги "Тип-Топ", арт-роковый "Диалог" из Донецка, лидер азиатского джаз-рока "Гунеш" из Ашхабада, шоу-группа из Саратова "Интеграл", челябинский "Ариэль", коллектив преподавателей музыкального училища из Батуми "Лабиринт", грузинская копия ливерпульской четверки под названием "Блиц", знаменитый ансамбль из Тбилиси "ВИА-75" и другие.
Впрочем, фестиваль мог и не состояться, так как тбилисская филармония не смогла собрать аппаратуру, необходимую для озвучания рок-концерта. Выручил ансамбль "Интеграл", заехавший в грузинскую столицу, двигаясь по гастрольному маршруту. Вместе с группой в столицу Грузии прибыли две фуры со светом, колонками и усилителями, которые и обеспечили фестивалю нормальный звук.
Первое место на фестивале заняли "Машина Времени" и "Магнетик Бэнд", второе место поделили "Автограф", "Интеграл" и "Блиц", а третье - "Диалог", "Тип-Топ" и "ВИА-75".
По итогам фестиваля фирма "Мелодия" выпустила двойной альбом с записями групп "Машина Времени", "Автограф", "Интеграл", "Гунеш", "Магнетик Бэнд", "Лабиринт", "ВИА-75".
Революционность фестиваля "Весенние ритмы-80" заключается в том, что на нем была фактически сформирована новая музыкальная элита. Многие вчерашние звезды тогда в одночасье превратились в аутсайдеров, а во главе нового рейтинга популярности встали группы-лауреаты тбилисского фестиваля.
Во всем мире победа инноваций обозначается тем, что на первых местах хит-парадов появляются новые имена. Но Советский Союз был страной, где право называться крутым устанавливалось какой-нибудь "справкой", выданной вышестоящими инстанциями. Тбилисский фестиваль фактически выдал нескольким рок-ансамблям "лицензию на лидерство". В итоге в центральной прессе появилось много комплиментарных статей о советском роке, в основном о "Машине Времени". "Я написал первую статью о "Машине" в 1976-м, но она не была напечатана, - вспоминает Артемий Троицкий, - теперь же вышло сразу две!" По радио начали передавать песни, ранее считавшиеся "непроходными". Рок-музыканты стали пачками получать приглашения на работу в различные филармонии и концертные организации, и на улицах появились афиши, на которых было крупно напечатано: "рок-группа"!
Тбилисский фестиваль знаменит также скандальной дисквалификацией группы "Аквариум", музыканты которой добились возмущения жюри своим монотонным панк-роком и вызывающим поведением на сцене. В ходе своего конкурсного выступления Борис Гребенщиков начал играть на гитаре стойкой от микрофона, а затем лег на сцену, держа гитару на животе и бряцая по струнам, а виолончелист Сева Гаккель водрузил на него свой инструмент и стал перепиливать эту биоархитектурную конструкцию смычком, фаготист принялся бегать вокруг них кругами, имитируя расстрел всех окрест из своего инструмента. Не дослушав, члены жюри встали со своих мест и демонстративно ушли из зала. В итоге "Аквариум" был освобожден и от конкурса, и от призов, что, впрочем, не помешало группе стать настоящим открытием фестиваля. Финское телевидение сняло фильм о выступлении Бориса Гребенщикова со-товарищи в цирке города Гори. Запись концерта в Тбилиси вышла на магнитоальбоме "История "Аквариума". Том 2. Электричество". По возвращении в Питер группу выгнали с базы, а БГ - из комсомола (впрочем, через некоторое время предложили вернуться обратно). Однако "Аквариум", несмотря на запрет, а скорее - благодаря ему, из начинающей питерской команды сразу превратился в лидера советского рок-андерграунда.
Процессы, которые происходили у нас в 1980 году, метафорически можно описать, как создание "правящей партии" или "правящего большинства". Как ни странно, Борис Гребенщиков тоже попал в список новой элиты, но не потому, что он стал лауреатом престижного фестиваля, а потому, что его выгнали с элитной площадки, при этом оповестив о факте изгнания всех заинтересованных лиц. Именно таким способом инициируется "оппозиция Ее Величества". Изгнание "Аквариума" и Гребенщикова из Тбилиси социологически безупречно: это назначение на должность лидера оппозиции. Это была подготовка к тому, что перемены рано или поздно начнутся. Каким образом они начнутся, еще никто не знал, тем не менее, все участники будущей игры уже начали подготовку к грядущим событиям.
Да, жизнь уготовила Гребенщикову непростые испытания в начале 80 годов, но сравните судьбу тех, кого выгнали, с теми, кого ниоткуда не выгоняли! Есть масса людей, которые начинали тогда же, когда и Гребенщиков, и работали не хуже, чем Гребенщиков, но их ниоткуда не выгнали, поскольку изгнание - это ведь тоже форма награды. Если группу выгоняют с такого фестиваля, как "Весенние ритмы. Тбилиси-80", это знак отличия, который выдается тем, кто, с точки зрения выгоняющих, его заслужил. Вот этому дают первую премию в форме диплома лауреата, а тому тоже дают первую премию, но в форме... скандала с изгнанием. Были участники фестиваля, которые в этом контексте ничего не получили. Они просто отыграли свою программу - и все. Хотя на тбилисском фестивале выступали люди, которые и по музыке, и по текстам, и по своему перформансу были ничуть не менее радикальны, чем "Аквариум", но их изгнанием (отщепенством) не удостоили.
В прессе того времени появлялись сообщения о том, что организаторы планировали проведение и следующего фестиваля в Тбилиси в 1982 году, но, поскольку расстановка новых людей на ответственные позиции произошла и таким образом цели, стоявшие перед фестивалем, были достигнуты, то продолжения он не имел.
Продолжение следует......
На предыдущую
В начало